ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
СТАТЬИ
Введение. В этом исследовании рассматривается правовое обоснование расточительства как основания для помещения взрослого человека под опеку в соответствии со ст. 433 Гражданского кодекса Индонезии. Расточительство, то есть неосмотрительное поведение в распоряжении финансами, наносит вред непосредственно субъекту действий, влечет за собой его нестабильность в экономическом плане. Целью исследования является изучение правовых основ расточительства и выявление критериев для определения того, следует ли помещать взрослого человека под опеку из-за финансовой безответственности.
Методология и материалы. В этом исследовании используется нормативно-правовой исследовательский подход, анализируются правовые документы, нормативные акты и судебные решения, связанные с расточительством в Индонезии. Доктринальный подход используется для изучения толкования и применения ст. 433 Гражданского кодекса с учетом правовых принципов и прецедентного права, которые устанавливают руководящие принципы для решений о назначении опеки.
Результаты исследования. Результаты показывают, что расточительство, регулируемое ст. 433 Гражданского кодекса Индонезии, служит правовым основанием для помещения людей под опеку. Чтобы определить юридическую дееспособность человека, суд оценивает рациональность финансового управления, потенциальные экономические потери, наличие психических или физических расстройств, а также мнения экспертов. Судебные соображения сосредоточены на предотвращении дальнейшего финансового ущерба и обеспечении экономической стабильности субъекта с помощью назначенного судом опекуна. Исследование также подчеркивает, что индонезийские суды принимают защитную правовую основу для баланса личной автономии и финансовой безопасности.
Выводы и обсуждение. Статья 433 Гражданского кодекса предоставляет правовую гарантию для защиты людей от финансового краха из-за расточительства. Применение опеки включает в себя комплексную оценку финансового поведения, состояния психического здоровья и экспертные оценки. Исследование подчеркивает важность судебного усмотрения в обеспечении того, чтобы механизмы опеки служили средством финансовой защиты при соблюдении прав личности. Будущие исследования могут изучить сравнительные правовые перспективы расточительства и опеки в разных юрисдикциях.
Введение. Статья посвящена исследованию правовой культуры как важного аспекта жизни общества и государства. Рассматривается роль правовой культуры в формировании правовой реальности, анализируются подходы к определению и составу правовой культуры. Особое внимание уделяется рациональному правовому выбору как составляющей правовой культуры. Цель исследования — выявить причинно-следственные связи формирования правовой культуры и влияние ценностей на правовую реальность.
Методология и материалы. Исследование основано на анализе философских, социологических и юридических теорий, включая подходы к культуре и праву как к взаимосвязанным категориям. Основной методологический подход — теоретико-правовой междисциплинарный анализ и инвариантное моделирование.
Результаты. В работе выявлены ключевые компоненты правовой культуры, такие как правовой менталитет, правовое сознание и правовая деятельность. Рассмотрена роль рационального правового выбора, который формирует правовую реальность. Также проанализированы социокультурные и эйдетические ценности, влияющие на правовую культуру.
Выводы. Оценка этих ценностей в контексте исторического и социального среза позволяет глубже понять влияние на правовое сознание. В исследовании подчеркивается значимость правовой культуры для формирования правового мышления и принятия правовых решений. Практическое значение исследования заключается в необходимости учета правовой культуры при разработке правовых норм и институциональных изменений.
Введение. Статья посвящена естественно-правовой доктрине голландского правоведа Г. Гроция, рассматриваемой в контексте эволюции исторических типов рациональности.
Методология и материалы. В работе с применением историко-философского, лингвосемиотического, культурологического, сравнительно-исторического, юридико-догматического и системного методов исследуется основной труд Г. Гроция «О праве войны и мира». При этом воззрения голландского юриста на естественное право сопоставляются с сочинениями древнегреческих философов и римских юристов, чья естественно-правовая доктрина выражала сущностные характеристики доклассического типа рациональности.
Результаты исследования и их обсуждение. Классический юснатурализм, видным представителем которого являлся Г. Гроций, повлиял на формирование правовой науки и научной методологии. При этом в своем развитии он прошел несколько стадий, соответствующих основным типам рациональности и понятийного юридического мышления. На стадии доклассической рациональности, сформированной в трудах античных философов и римских юристов, происходит категоризация правового мышления и зарождение правовой науки.
Идеалом доклассической рациональности является описание и систематизация юридических фактов на основе умозрительно формулируемых общих принципов естественного права. Идеалом классической рациональности, заметный вклад в формирование которой внес Гроций, является типизация фактов и описание устойчивых причинно-следственных связей между ними.
Выводы. Естественно-правовые идеи Г. Гроция лежат в истоках не только современной юридической науки, но и способствовали формированию современных правовых систем, являющихся нормативными структурами, организованными в соответствии с принципами формальной логики (предикативной и деонтической).
Введение. В статье рассматриваются две закономерных взаимосвязи в априорном учении о праве Адольфа Райнаха, которые имеют принципиальное значение для корректной интерпретации его феноменологического проекта. Основная проблема заключается в отсутствии методологических пояснений в работе правоведа, что затрудняет воспроизведение его феноменологического подхода к праву. Речь идет, во-первых, о корреляции между фундаментальными правовыми понятиями и априорными законами, коренящимися в сущности соответствующих понятий, и, во-вторых, о логической эквивалентности между единичными социальными актами и соответствующими им правовыми образованиями как темпоральными предметами.
Методология и материалы. С целью проблемно-теоретической реконструкции и интерпретации (метод Д. И. Луковской) первого феноменологического учения о праве исследование проводится на основе концептуально-сравнительного анализа «Априорных оснований гражданского права» А. Райнаха и «Логических исследований» Э. Гуссерля.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что априорные законы коренятся в чистых правовых понятиях, обладая вневременной значимостью, тогда как единичные социальные акты и правовые образования существуют во времени. Установлена логическая эквивалентность между действенностью единично-индивидуального социального акта и существованием соответствующего темпорального образования.
Выводы. Сопоставляя предикации категорий «правовое понятие», «априорный закон, коренящийся в сущности правового понятия», «социальный акт» и «правовое образование», автор статьи приходит к выводу, что Райнах последовательно использует эти понятия в своем учении в соответствии с феноменологической методологией «Логических исследований» Гуссерля, несмотря на то что проект априорного учения о праве обладает признаками реалистической феноменологии.
Введение. Включение в текст Конституции категории «единая система публичной власти» привело к значительной правовой неопределенности, что особенно касается вопроса о составе функций публичной власти, единство которых и является ключевым содержанием публичной власти согласно правовым позициям Конституционного Суда. Определение состава данных функций необходимо для определения границ единства и самостоятельности элементов публичной власти, уточнения принципов федерализма и самостоятельности местного самоуправления.
Методология и материалы. В рамках этой работы проведен анализ и обобщение доктринальных источников, освещающих содержание категории «функция» в контексте единства публичной власти, а также ключевых научных подходов к понятию самой публичной власти. Также проведен системный анализ законодательства, актов Президента и Правительства, правовых позиций Конституционного Суда в целях определения состава функций единой системы публичной власти.
Результаты исследования. Следует отметить сложившуюся неопределенность функций публичной власти ввиду неопределенности ее сферы задач. Кроме того, в юридической науке отсутствует единое представление о публичной власти и, соответственно, о реализуемых ею функциях, что проявляется в широком спектре доктринальных позиций относительно природы, состава и задач публичной власти. Наконец, функции публичной власти можно классифицировать на основе разделения их на инструментальные и предметные, из которых первые проявляются в деятельности Государственного Совета, а вторые — в решении публичной властью задач по обеспечению реализации прав гражданами и созданию условий для социально-экономического развития страны.
Выводы. Определены две группы функций единой системы публичной власти: экстраординарные, реализация которых возможна только в условиях единства действий публичной власти, и функции по социально-экономическому развитию страны, существующие в рамках целеполагания Президента при участии Государственного Совета и определяемые на региональном и муниципальном уровнях через систему показателей эффективности.
Введение. В центре внимания статьи — модельное законодательство Международной ассоциации по свопам и деривативам. Эта организация в течение почти трех десятилетий осуществляет публикацию типовых актов в интересах участников внебиржевого финансового рынка. Деятельность ассоциации в указанной области является чрезвычайно успешной. Ее модельные законы были имплементированы более чем в 80 юрисдикциях.
Методология и материалы. Методология исследования представлена совокупностью приемов и методов, применяемых для достижения цели исследования. Формально-юридический метод используется для непосредственного анализа содержания стандартных договоров и типовых актов МАСД. При помощи исторического подхода дается общий контекст, который сопутствовал разработке рассматриваемых в настоящей публикации МЗ МАСД. Статистический метод применяется для описания благоприятных экономических эффектов, которые дает имплементация модельного законодательства МАСД.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье приводится краткое описание деятельности ассоциации с акцентом на содержании ее стандартных рамочных соглашений, получивших широкое распространение в международном обороте. В частности, в статье анализируется процедура досрочного прекращения обязательств, известная как ликвидационный неттинг и предусмотренная стандартными договорами Международной ассоциации по свопам и деривативам. Обосновывается необходимость правовой гармонизации при помощи модельного законодательства для обеспечения юридической исполнимости договорных положений о ликвидационном неттинге. Далее анализируется модельный закон Международной ассоциации по свопам и деривативам, опубликованный в 1996 г. Этот типовой акт преимущественно нацелен на признание положений о ликвидационном неттинге во всех затронутых юрисдикциях. Третья часть статьи посвящена модельному акту 2002 г., который предоставил столь необходимую правовую защиту договорным положениям об использовании финансового обеспечения.
Вывод. В заключительной части статьи содержатся рекомендации по изменению отечественной стандартной документации и законодательства на рынке производных инструментов для приведения его в соответствие с рекомендациями Международной ассоциации по свопам и деривативам. Делается вывод о том, что такая реформа могла бы повысить конкурентоспособность отечественного финансового рынка.
Введение. Международные экономические санкции — важный фактор, который неизбежно влияет на формирование и развитие внутренних и внешних корпоративных процессов.
Методология и материалы. Главной целью настоящей статьи является формирование практических рекомендаций по защите корпоративных прав акционеров в условиях современного санкционного ландшафта, а также анализ уже имеющихся механизмов защиты, их адаптация к новым правовым и политическим реалиям. Для достижения поставленной цели автор использовал как философские и общенаучные методы познания, так и методы, характерные непосредственно для юридической науки. Основную теоретическую основу исследования составили труды отечественных и иностранных ученых в области международного частного и публичного права, а также исследователей корпоративного права и санкционного комплаенса.
Результаты исследования и их обсуждение. Автор раскрывает понятие корпоративных отношений и предлагает свою типологию субъектов корпоративных отношений с учетом современных корпоративных структур владения и контроля в российских корпорациях. Современные санкционные реалии вынужденно расширили круг субъектов корпоративных отношений, фактически включив в них бывших мажоритарных акционеров, сохранивших механизмы воздействия на компанию и/или имеющих механизмы его возвращения (например, в форме опционного договора). Вместе с тем современные санкции затрагивают важные права акционеров компании, такие как право на получение дивидендов, на участие в общих собраниях и право голоса на них, а также на занятие предпринимательской деятельностью в целом.
Выводы. Сам факт оказания влияния на компанию и осуществление в любой форме контроля над ней свидетельствует о том, что лицо является субъектом управленческих, корпоративных отношений. Всю совокупность правовых механизмов минимизации санкционных рисков и их последствий для акционеров и участников компаний можно подразделить на корпоративные способы (например, изменение структуры владения компанией) и договорные (такие как опционное соглашение и корпоративный договор). Автором даются рекомендации по наиболее эффективному использованию таких способов в корпоративной и договорной практике через раскрытие ключевых положений корпоративных и опционных договоров. При этом важно понимать, что ни один из приведенных в статье способов не является гарантией полного исключения санкционных рисков для акционеров и защиты/восстановления корпоративных прав в полном объеме.
Введение. Цифровые платформы (маркетплейсы) изменили торговлю, сделав ее более удобной и доступной. Однако наряду с ростом рынка розничной интернет-торговли в России возникли правовые проблемы. Отсутствие четкого законодательного определения «маркетплейса» и специальных законов о торговле на этих платформах затрудняет установление правил и стандартов для защиты прав потребителей, а также обеспечения безопасности и эффективности бизнеса. Это делает сферу маркетплейсов интересной для изучения с точки зрения гражданского права.
Материалы и методы. Исследование базируется на судебной практике арбитражных судов по вопросам разрешения споров, возникающих при осуществлении торговли на маркетплейсах. При исследовании использовались общенаучные методы и сравнительно-правовой метод.
Результаты исследования и их обсуждение. В законе «О защите прав потребителей» маркетплейсы рассматриваются как «владельцы агрегаторов», выступающих посредниками между продавцом и потребителем, в отличие от прямой электронной торговли, что и представляется их главной отличительной особенностью. Анализ судебной практики позволил выявить основные вариации возникающих проблемных споров, в том числе ущемление прав продавцов условиями оферты, нарушение авторских прав, распространение контрафакта, претензии к качеству товара и недобросовестные потребители. В таких случаях потребители могут защищать свои права в суде или напрямую обращаясь к продавцу. Однако отсутствие конкретного законодательного регулирования маркетплейсов приводит к тому, что они устанавливают собственные правила, что создает непредсказуемость и трудности для потребителей.
Выводы. Для эффективного регулирования маркетплейсов необходимо внести изменения в законодательство. В первую очередь требуется законодательное определение термина «маркетплейс» в законе «О защите прав потребителей» для четкого распределения ответственности. Целесообразно разработать отдельный закон о маркетплейсах, уделив особое внимание механизмам подачи и рассмотрения жалоб, а также разрешению споров.
Введение. Процессы цифровизации различных отношений, переход к экономике данных вызывают вопросы, связанные с трансформацией действующего правового регулирования путем разработки новых и оптимизации существующих правовых режимов в области данных. Особую значимость составляют отношения, при которых происходит обработка или оборот больших данных.
Методология и материалы. Целью статьи является исследование различных видов правовых режимов больших данных, в особенности общедозволительного, разрешительного и обязывающего, и определение направлений развития законодательства применительно к различным видам правовых режимов Big Data. При написании статьи использовались как общенаучные, так и частные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация, сравнительно-правовой, исторический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из легального понимания термина «данные» под большими данными следует понимать именно сведения. Однако вопросы по обеспечению оборота больших данных, защиты прав человека возникают и в связи с применением алгоритмов, вторжением в область частной жизни, посягательством на определенные права. С точки зрения формирования правовых режимов больших данных, удобнее разделять большие данные как массив и как технологию. Одним из элементов содержания правового режима выступают юридические средства. В зависимости от доминирования тех или иных видов юридических средств правовые режимы больших данных можно разделить на общедозволительные, разрешительные и обязывающие. В каждом правовом режиме схожие средства правового регулирования могут аккумулироваться как в отношении отдельных видов данных, так и в зависимости от характера складывающихся по поводу их оборота или обработки отношений.
Выводы. Определены направления для развития общедозволительного правового режима больших данных в части необходимости четкой регламентации обработки данных, не ограниченных в обороте. В отношении разрешительного режима выделены критерии определения добросовестности использования тренировочных данных. В сфере обязывающего правового режима данных рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности. Исследование видов правовых режимов позволит определить возможные направления изменения отечественного законодательства в областях, связанных с обработкой и оборотом больших данных, применением технологии Big Data.
Введение. Взаимодействие государственных и третейских судов в процессе разрешения международных коммерческих споров продолжается и после вынесения арбитражных решений. В статье анализируется роль государственных судов при рассмотрении дел об отмене решений международных арбитражей и особенности реализации их соответствующих полномочий в России, Франции и Англии. Актуальность исследования обусловлена тем, что определение места и пределов полномочий государственных судов в данной области имеет ключевое значение для обеспечения эффективности арбитража, который на сегодняшний день является наиболее популярным способом разрешения международных коммерческих споров.
Методология и материалы. Цель статьи — выявить проблемные аспекты при реализации российскими, французскими и английскими судами соответствующих полномочий и выработать координационные механизмы для их эффективного взаимодействия с арбитражем. В ходе работы автор использовал сочетание общетеоретических и частноправовых методов исследования: юридико-исторического, сравнительно-правового, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов и метода системного анализа. Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области международного коммерческого арбитража. Эмпирической основой исследования являются решения отечественных и иностранных государственных судов.
Результаты исследования и их обсуждение. Во французской и российской юрисдикциях основные вопросы возникают в контексте отмены арбитражных решений в силу противоречия публичному порядку, тогда как в английской — преимущественно в связи с обжалованием арбитражных решений по вопросам английского права.
Выводы. В обоих случаях решение проблем возможно при условии, что государственные суды будут применять указанные основания только в исключительных случаях и сдержанно реализовывать свои полномочия в этой связи.
Введение. В статье рассматривается ряд проблем правоприменения ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающей общую обязанность любых организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в части несовершенства правовой конструкции закрепления такой обязанности и предлагаемых в этой связи мер, а также недостаточности механизмов стимулирования организаций для проведения соответствующей работы.
Методология и материалы. Целью настоящего исследования, базирующегося на анализе широкого спектра нормативного материала, включая действующее зарубежное законодательство, актов «мягкого права», является формирование конкретных предложений по успешному разрешению указанных проблем с использованием формально юридического и сравнительно-правового метода, метода правового моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения настоящего исследования через призму сложившейся правоприменительной практики, отечественного и зарубежного опыта автором проанализирована проблематика отсутствия механизма прямого закрепления юридической ответственности организаций (руководящих работников) за непринятие мер по предупреждению коррупции, дифференцированного риск-ориентированного подхода в части установления мер по предупреждению коррупции, принимаемых организациями, а также формализованных юридических мер поощрения организаций за разработку и внедрение антикоррупционных механизмов в свою деятельность.
Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать конкретные предложения в части закрепления прямой юридической (административной) ответственности организаций за неразработку и непринятие мер по предупреждению коррупции, категориального разграничения организаций на основе риск-ориентированного подхода с установлением обязательных к внедрению антикоррупционных мер для каждой из соответствующих категорий, формулирования и закрепления в установленном порядке мер «позитивного» стимулирования (поощрения) организаций разрабатывать и применять в деятельности надлежащие меры по предупреждению коррупции с учетом отдельной имеющейся судебной практики и баланса интересов заинтересованных сторон.
Введение. Возложение наказаний — важный вид правореализационной деятельности, имеющий принципиальное значение для достижения требуемых показателей законности и правопорядка в Российской Федерации и любом другом государстве. Качественный мониторинг промежуточных и итоговых результатов возложения наказаний требует от субъектов оценки глубокой включенности в соответствующие процессы и объективности во взглядах. Прокуратура России, в силу реализуемых полномочий и специфического конституционно-правового статуса, является уникальным органом, работники которого обеспечивают надзорное сопровождение деятельности по возложению наказаний и их последующего исполнения. Цель исследования — выявление и обобщение мнения прокурорских работников о проблемах и перспективах соответствующей деятельности для дальнейшего практического использования полученных данных.
Методология и материалы. В ходе исследования автор обращается к доктринальным позициям и результатам социологического опроса прокурорских работников, проведенного в Иркутском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры РФ в 2023 году. С помощью программного продукта IBM SPSS Software полученные социологические данные были сформированы в виде наглядных таблиц, проведен их первичный анализ. Помимо общенаучных и собственно-социологических методов в исследовании были задействованы специальные правовые методы, в том числе формально-юридический и системно-правовой, использован инструментарий правовой герменевтики для выявления правовых смыслов в полученном массиве информации.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам были сформулированы концептуальные положения относительно факторов, влияющих на процесс возложения наказаний и сопутствующих вопросов. Частично рассмотрена проблема учета правовых позиций высших судебных инстанций в правоприменительной деятельности по возложению наказаний, а также эффективности работы отдельных правоохранительных органов.
Выводы. Автор приходит к выводу, что эффект от оптимизации процедур, связанных с возложением наказаний, должен быть сопряжен со снижением нагрузки на правоохранительную систему с одновременным усилением профилактического эффекта от возложения (угрозы возложения) наказаний. Обозначены дальнейшие перспективы использования результатов социологических исследований в области возложения наказаний.

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.