Preview

Теоретическая и прикладная юриспруденция

Расширенный поиск

Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов и способы их решения: анализ судебной практики

https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101

EDN: BHBDPT

Аннотация

Введение. Цифровые платформы (маркетплейсы) изменили торговлю, сделав ее более удобной и доступной. Однако наряду с ростом рынка розничной интернет-торговли в России возникли правовые проблемы. Отсутствие четкого законодательного определения «маркетплейса» и специальных законов о торговле на этих платформах затрудняет установление правил и стандартов для защиты прав потребителей, а также обеспечения безопасности и эффективности бизнеса. Это делает сферу маркетплейсов интересной для изучения с точки зрения гражданского права.

Материалы и методы. Исследование базируется на судебной практике арбитражных судов по вопросам разрешения споров, возникающих при осуществлении торговли на маркетплейсах. При исследовании использовались общенаучные методы и сравнительно-правовой метод.

Результаты исследования и их обсуждение. В законе «О защите прав потребителей» маркетплейсы рассматриваются как «владельцы агрегаторов», выступающих посредниками между продавцом и потребителем, в отличие от прямой электронной торговли, что и представляется их главной отличительной особенностью. Анализ судебной практики позволил выявить основные вариации возникающих проблемных споров, в том числе ущемление прав продавцов условиями оферты, нарушение авторских прав, распространение контрафакта, претензии к качеству товара и недобросовестные потребители. В таких случаях потребители могут защищать свои права в суде или напрямую обращаясь к продавцу. Однако отсутствие конкретного законодательного регулирования маркетплейсов приводит к тому, что они устанавливают собственные правила, что создает непредсказуемость и трудности для потребителей.

Выводы. Для эффективного регулирования маркетплейсов необходимо внести изменения в законодательство. В первую очередь требуется законодательное определение термина «маркетплейс» в законе «О защите прав потребителей» для четкого распределения ответственности. Целесообразно разработать отдельный закон о маркетплейсах, уделив особое внимание механизмам подачи и рассмотрения жалоб, а также разрешению споров.  

Об авторах

Т. Б. Гуляева
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Гуляева Татьяна Борисовна, доцент кафедры гражданского и международного права, кандидат юридических наук

Нижний Новгород



К. А. Кочарян
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Кочарян Карина Араиковна, обучающаяся факультета управления

Нижний Новгород



Р. О. Байрамова
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Байрамова Рэна Окумдар кызы, обучающаяся факультета управления

Нижний Новгород



Рецензия

Для цитирования:


Гуляева Т.Б., Кочарян К.А., Байрамова Р.О. Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов и способы их решения: анализ судебной практики. Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2025;(1):92-101. https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101. EDN: BHBDPT

For citation:


Gulyaeva T.B., Kocharyan K.A., Bayramova R.O. Problems of Legal Regulation of the Activities of Marketplaces and Ways to Solve Them. Theoretical and Applied Law. 2025;(1):92-101. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101. EDN: BHBDPT

Просмотров: 32


ISSN 3034-2813 (Online)