Preview

Теоретическая и прикладная юриспруденция

Расширенный поиск

Конституционно-правовые основы экспериментальных правовых режимов

https://doi.org/10.22394/2686-7834-2023-1-109-121

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена важностью вопроса о правовой природе такого молодого института, как экспериментальный правовой режим. Автором приведены теоретические разработки в области исследования конституционных основ экспериментальных правовых режимов, их соотношения с нормами Конституции РФ, посвященными регулированию принципов правового, демократического, федеративного государства, поддержки конкуренции, свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, единства экономического пространства на территории РФ, недопустимости ограничения конституционных прав и свобод граждан, законности и равенства всех перед законом. В статье дан анализ соотношения экспериментального правового режима и партнерства предпринимателей и органов власти, а также соотношения экспериментального правового режима и делегирования публичных полномочий частным лицам. Автор, апеллируя к судебной практике Конституционного Суда РФ, делает вывод о том, что экспериментальный правовой режим основан на ст. 1, 3, 8, 19, 29, 34, 55 и 75.1 Конституции РФ.

Об авторе

И. С. Сушильников
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Сушильников Илья Сергеевич, аспирант

Москва



Список литературы

1. Белицкая А. В. Государство как участник и регулятор инвестиционных отношений в рамках государственночастного партнерства. Бизнес, менеджмент и право, 2017. № 1-2. С. 42–46.

2. Гаджиев Г. А. О принципе пропорциональности и конституционной кассации. Судья, 2019. № 7. С. 56–64.

3. Громова Е. А. Некоторые проблемы Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Право и экономика, 2016. № 8. С. 9–12.

4. Дегтярев М. В. К вопросу об истории и перспективах экспериментальных правовых режимов. Право и государство: теория и практика, 2020. № 12 (192). С. 169–172.

5. Дегтярев М. В. Экспериментальные правовые режимы: постановка научной проблемы. Право и государство: теория и практика, 2020. № 11 (191). С. 152–155.

6. Дидикин А. Б. О реализации проектов государственно-частного партнерства в сферах науки, образования и промышленности. Юрист, 2019. № 1. С. 39–45.

7. Дмитрик Н. А. Экспериментальные правовые режимы: теоретико-правовой аспект. Закон, 2020. № 6. С. 64–72.

8. Майборода В. А. Легитимация публично-правовой природы федеральной территории. Нотариус, 2022. № 1. С. 15–19.

9. Милосердов Н. А. Публичные интересы в праве: понятие и содержание. Актуальные проблемы российского права, 2021. № 10. С. 202–211.

10. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений. Российское право: образование, практика, наука, 2018. № 6 (108). С. 4–11.

11. Наумов В. Б., Бутримович Я. В., Котов А. А. Обеспечение качества правового регулирования экспериментальных правовых режимов. Российское право: образование, практика, наука, 2020. № 3. С. 40–49.

12. Погодина И. В., Авдеев Д. А. Состояние правового регулирования электронного участия граждан в публичном управлении в Российской Федерации. Административное право и процесс, 2021. № 12. С. 31–35.

13. Попондопуло В. Ф. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования. Конкурентное право, 2017. № 3. С. 17–24.

14. Романовская О. В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 143–154.

15. Романовская О. В. Конституционные основы делегирования государственно-властных полномочий негосударственным организациям : монография. М.: Проспект, 2019. С. 58.

16. Романовская О. В. Правовые основы делегирования государственно-властных полномочий субъектам частного права. Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3 С. 112–122.

17. Харитонова Ю. С., Сунь Ци. Цифровизация общественных отношений и верховенство закона: опыт переосмысления в России и Китае. Гражданское право, 2022. № 2. С. 3–8.

18. Хасянов Р. З. Социально-политическое предназначение института передачи государственных полномочий организациям: привлечение экспертных знаний и повышение качества государственных услуг. Конституционное и муниципальное право, 2020. № 11. С. 12–16.

19. Шохин А. Н. Бизнес и власть в России: регуляторная среда и правоприменительная практика : монография. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 32.

20. Cafaggi F. Le rôle des acteurs privés dans les processus de régulation: participation, autorégulation et régulation privée. Revue française d’administration publique, 2004. Vol. 109. No. 1. P. 23–35.

21. Conseil d’État. 2019. Les expérimentations: comment innover dans la conduite des politiques publiques? La documentation française. 150 p.

22. Elzarrad M. K., Lee A. Y., Purcell R., Steele S. J. Advancing an Agile Regulatory Ecosystem to Respond to the Rapid Development of Innovative Technologies. Clin Transl Sci, 2022. P. 1–8. DOI: 10.1111/cts.13267.

23. Financial Conduct Authority. Regulatory sandbox [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.fca.org.uk/publication/research/regulatory-sandbox.pdf (дата обращения: 14.10.2022).

24. Flückiger A. (Re)faire la Loi: Traité de légistique à l’ère du Droit souple. Berne: Stämpfli Editions, 2019. XIV. 761 p.

25. Frye T. Brokers and Bureaucrats: Building Market Institutions in Russia. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press. 2000. P. 158–172.

26. Grajzl P., Murrell P. Allocating Lawmaking Powers: Self-regulation vs. Government Regulation. Journal of Comparative Economics 35 (3). 2007. P. 520–545.

27. Hacker Ph. Personalizing EU Private Law: From Disclosures to Nudges and Mandates. European Review of Private Law, 2017. Vol. 25. Iss. 3. P. 651–678.

28. HM Treasury. UK FinTech: On the cutting edge. An evaluation of the international FinTech sector [Электронный ресурс]. P. 8–9. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/502995/UK_FinTech_-_On_the_cutting_edge_-_Full_Report.pdf (дата обращения: 14.10.2022).

29. International Bank for Reconstruction and Development. Global Experiences from Regulatory Sandboxes. Finance, Competitiveness & Innovation Global Practice Fintech Note. 2021. No. 8. P. 34.

30. Johnson W. G. Caught in Quicksand? Compliance and Legitimacy Challenges in Using Regulatory Sandboxes to Manage Emerging Technologies. Regulation & Governance, 2022. URL: https://doi.org/10.1111/rego.12487 (дата обращения: 23.12.2022).

31. Kálmán J. Ex Ante “Regulation”? The Legal Nature of the Regulatory Sandboxes or How to “Regulate” Before Regulation Even Exists. In: Hulkó, G. and Vybíral, R. eds., European Financial Law in Times of Crisis of the European Union. Budapest: Dialóg Campus. 2019. P. 215–225. DOI: https://doi.org/10.36250/00749.20.

32. Karagiannis S. La discrimination positive dans certaines conventions internationales de protection des droits de l’homme. Europe des Droits & Libertés. 2022/1. № 5. P. 41–97.

33. Lim B., Low C. Regulatory Sandboxes. In J. Madir (Ed.). FinTech: Law and regulation. Cheltenham: Edward Elgar, 2019. P. 302–325.

34. Bardají L., Reig M. Regulatory Sandboxes: Innovative Public-Private Partnerships to Advance Technology. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://dobetter.esade.edu/en/sandboxes (дата обращения: 14.10.2022).

35. Maccabiani N. An Empirical Approach to the Rule of Law: The Case of Regulatory Sandboxes. Osbservatorio sulle fonti, 2020. No. 2/2020. P. 741–759.

36. Philipsen S., Stamhuis E. F., Jong M. Legal Enclaves as a Test Environment for Innovative Products: Towards Legally Resilient Experimentation Policies. Regulation & Governance. 15 (4). 2021. P. 1128–1143.

37. Ranchordas S. Experimental Regulations and Regulatory Sandboxes: Law Without Order? University of Groningen Faculty of Law Research Paper. No. 10/2021. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3934075 (дата обращения: 23.12.2022).

38. Slade B. V. Public Purpose or Public Interest and Third Party Transfers. PER/PERLJ (17) 1. 2014. P. 167–195.

39. Suzor N. Digital Constitutionalism: Using the Rule of Law to Evaluate the Legitimacy of Governance by Platforms. Social Media and Society, 2018. Vol. 4 (3). P. 1–11.

40. Svetiev Y. Experimentalist Competition Law and the Regulation of Markets. London: Hart and Bloomsbury Publishing, 2020. 232 p.

41. Thomann E. The Notions of Regulation and Self-Regulation in Political Science. Journal of Self-Regulation and Regulation, 2017. No. 3. P. 55–75.

42. Tsindeliani I. A. [et al.] Digital Transformation of the Banking System in the Context of Sustainable Development. Journal of Money Laundering Control, 2022. Vol. 25. No. 1. P. 165–180.


Рецензия

Для цитирования:


Сушильников И.С. Конституционно-правовые основы экспериментальных правовых режимов. Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2023;(1):109-121. https://doi.org/10.22394/2686-7834-2023-1-109-121

For citation:


Sushilnikov I.S. Constitutional and Legal Foundations of Experimental Legal Regimes. Theoretical and Applied Law. 2023;(1):109-121. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2686-7834-2023-1-109-121

Просмотров: 256


ISSN 3034-2813 (Online)